Конструкция автомобиля постоянно усложняется, любое современное транспортное средство состоит из массы всевозможных датчиков и электронных систем. Даже самый простой автомобиль с инжекторным двигателем может включать 50 и более микропроцессоров, предназначенных для поддержания стабильной и бесперебойной работы силового агрегата. На первый взгляд может показаться, что электронная система значительно усложняет понимание основных принципов работы двигателя и его составляющих. Но на практике с внедрением электроники произошло упрощение работы главных систем транспортного средства, повысился комфорт и уровень безопасности водителя, пассажиров. Вполне логично, что «жизнедеятельность» и корректная работа электронных устройств невозможна без единого «мозгового центра», которым в автомобиле выступает блок управления, он же контролер или ЭБУ. В рамках этой статьи расскажем, что такое ЭБУ, рассмотрим устройство, назначение и распространенные неисправности «мозга» автомобиля. 

Что такое ЭБУ: назначение и устройство

Появление сложных систем в автомобиле, контролирующих процесс образования топливно-воздушной смеси, обеспечивающих точную и своевременную подачу горючего в цилиндры двигателя, напрашивалось давно. Каждая система включает датчики, механические исполнительные устройства. Без блока управления все датчики и устройства были бы всего лишь бесполезным пластиком, металлом или микросхемой. Контролер принимает входящие импульсы, обрабатывает информацию с помощью специального программного обеспечения и отправляет исполнительным устройствам определенные команды. Простой пример: датчик положения дроссельной заслонки информирует блок управления о положении ДЗ; на основании этих данных рассчитывается состав топливно-воздушной смеси, определяется момент зажигания. То есть, если ДПДЗ будет работать неправильно или вовсе выйдет из строя, нарушится нормальная работа двигателя. Водитель поймет это по нестабильным оборотам, «провалам» динамики, увеличенному расходу топлива.

Как правило, чем дороже автомобиль, тем больше всевозможных систем, отправляющих контролеру RG-Robotics информацию о состоянии главных узлов и агрегатов. Итак, с тем, что такое электронный блок управления, мы разобрались, теперь самое время ознакомиться с устройством контролера. Многие начинающие автолюбители ошибочно полагают, что ЭБУ – ничто иное, как компьютер или ноутбук, но только без дисплея. Блок управления чаще всего скрывается под пластмассовым или алюминиевым корпусом. Внешне простая, небольших размеров коробка с толщиной максимум 10 сантиметров и двумя выходными разъемами под CAN шины. Именно эти разъемы необходимы для установления надежной связи контролера со всеми остальными электронными компонентами автомобиля. Связывает блок управления с компьютером только наличие внутренней памяти, представленной большой платой, и разделенной на несколько частей: ППЗУ, ОЗУ и ЭРПЗУ.

 

Читать  Во сколько обходится обслуживание Citroen?

Еще одна важная внутренняя составляющая контролера – программное обеспечение или простыми словами «прошивка». Контрольные микросхемы предназначены для поиска и устранения ошибок, возникших в результате сбоя в работе датчика или исполнительного устройства. Эти ошибки модули стараются устранять без помощи водителя, но в большинстве случаев на приборной панели автовладельцы замечают активированный индикатор Check Engine. Это значит, что ошибка серьёзная и без сторонней помощи устранить её невозможно.

Причины выхода из строя контролера

Во время эксплуатации автомобиля нередко происходит так, что двигатель или навесное оборудование начинает работать с перебоями. В любой момент водитель может столкнуться с затрудненным запуском мотора или завышенным на несколько десятков процентов от нормы расходом топлива. Даже самый незначительный сбой одного из микропроцессоров станет поводом нарушения нормальной работы трансмиссии или системы контроля токсичности выхлопных газов.

Главный симптом выхода из строя ЭБУ – активированный на приборной панели индикатор «чек двигатель» и многочисленные ошибки, полученные во время сканировки автомобиля. Иногда ошибки сохраняются в памяти контролера по чистой случайности, от них можно избавиться путем сброса. Но, когда сбрасывание не помогает, это верный сигнал водителю о том, что нужно принимать решительные меры. Чаще всего ЭБУ перестает адекватно работать по причине:

  • механического удара – произошло нарушение целостности корпуса ЭБУ и его внутренних компонентов;
  • влаги и коррозии – главные враги любой электроники, блок управления не является исключением;
  • пробоя в электрической цепи, короткого замыкания – после обнаружения ошибок ЭБУ в первую очередь проверьте все разъёмы контролера (CAN шины), а также проводку.

Неисправности блока управления могут возникать и по любым другим причинам, которых сегодня известно целое множество. Стабильность работы ЭБУ во многом зависит и от его расположения в автомобиле. В некоторых моделях авто контролер получил свое место в салоне, например, под панелью в районе радиатора печки, как в машинах ВАЗ. На многих иномарках блок можно найти под задним пассажирским диваном. С точки зрения защищенности «мозгового центра» авто наиболее неудачным считается место в подкапотном пространстве. Именно в таких машинах зачастую ЭБУ начинает досаждать автовладельцу из-за постоянных контактов с влагой, пылью, снегом. Корпус блока хорошо герметизирован, потому ничего критического в таком расположении нет. Но, если вовремя не обнаружить разгерметизацию, определенно будут неприятности.

Блок управления вышел из строя – ремонт или замена?

 

что такое ЭБУ, что такое электронный блок управления, неисправности электронного блока управления, ошибки ЭБУ, ремонт ЭБУ, замена блока управлениячто такое ЭБУ, что такое электронный блок управления, неисправности электронного блока управления, ошибки ЭБУ, ремонт ЭБУ, замена блока управления

 

Отметим, что полностью выходит из строя контролер довольно редко. В основном происходит нарушение контактов с датчиками (ДПКВ, ДПРВ, ДПДЗ, датчик кислорода), их окисление, проблемы с электрической проводкой. Иногда устранить назойливые ошибки, указывающие на поломку ЭБУ, удается за счет смены программного обеспечения, «перепрошивки» блока.  Во время поиска главных причин неправильной работы контролера рекомендуем придерживаться следующего порядка действий:

  1. Первым делом внимательно осмотрите устройство. На поверхности его корпуса не должно быть выраженных дефектов: трещины, сколы, сквозные отверстия.
  1. Проверьте проводку на наличие пробоев, короткого замыкания.
  1. Убедитесь в том, что все датчики работают исправно и не вызывают сбой в работе блока управления.
  1. Выполните комплексную компьютерную диагностику автомобиля. Расшифровкой ошибок должен заниматься грамотный специалист, умеющий правильно интерпретировать те или иные кодовые обозначения.

Такой подход к устранению неисправностей ЭБУ сэкономит автовладельцу время и нервы.  Важно понимать, что контролер – сложное электронное устройство, которое не всегда удается восстановить даже опытным мастерам. Самостоятельный ремонт ЭБУ практически не имеет смысла, ведь дальнейшая стабильная работа двигателя с восстановленными «мозгами» никем не гарантирована. Собственноручно водитель может выполнить банальную проверку исправности «родного» контролера. Для этого достаточно на разборке найти такой же, но рабочий блок управления и установить его на свой автомобиль. Если с новым блоком двигатель начнет работать стабильно, не будут «плавать» обороты, заметно увеличится динамика, то решение в таком случае очевидно – замена ЭБУ.