Нервно-психическое развитие ребенка первого года зависит от большого количества факторов. В частности: гипоксия плода, гестоз или токсикоз во время беременности, перинатальная энцефалопатия, стимуляция, вакуумная экстракция, родовая травма, инфекции во время беременности, стресс во время беременности.

Как оценивать развитие

При оценке нейропсихологического развития всегда принимается во внимание несколько факторов:

  • есть ли рефлексы или сформированы ли они (в первую очередь, это условные рефлексы, зрительные, пищевые или слуховые);
  • безусловные рефлексы;
  • улыбка ребенка;
  • эмоциональные реакции;
  • попытки привлечь внимание взрослых;
  • признание родителей или людей, которые заботятся о ребенке;
  • появление в речи слов и слогов;
  • осуществление действий;
  • негативная реакция на игрушки или внешние раздражители;
  • восприятие речи других;
  • понимание значения слов «могу» и «нет».

Как диагностировать

Диагностируют нервно-психическое развитие детей в клиниках с помощью невролога или педиатра. Диагноз ставится на основании течения беременности, возраста маленького человечка, предболевого состояния или анамнеза, но родителям также не нужно упускать момент. Когда ребенок не держит голову, не начинает переворачиваться, не издает никаких звуков, не интересуется игрушками и не следит за их взглядом, не говорит, не сидит, не ходит или произносит очень мало слов для своего возраста, во всех этих случаях вам необходимо обратиться к врачам. И вам не нужно чего-то ждать, потому что промедление может быть чревато.

На что опираться

Чтобы понять, происходит ли умственное развитие детей в правильном направлении, необходимо опираться на таблицы развития. Более подробные составлены для детей до года (у каждого месяца свои требования), а для детей младше трех лет нормы развития определены по годам.

Развитие детей от месяца до полугода

Нервно-психическому развитию маленьких детей уделяется немного больше времени, потому что первый год — самый важный в жизни человека:

  1. Первый месяц жизни. Ребенок на короткое время концентрирует свое внимание на блестящих предметах. Пугается, когда слышит громкие и резкие звуки. Именно в первый месяц жизни большинство детей начинают улыбаться. Если ребенок лежит на животе, то он пытается держать голову.
  2. Второй месяц жизни. Маленький человечек, не отрываясь, следит за игрушкой перед своим лицом. Он начинает прислушиваться к громким звукам и улыбаться в ответ на речь взрослых. Ребенок может реагировать походкой, когда с ним разговаривают. Уже держит головку, лежа на животе в течение нескольких минут.
  3. Пятый месяц жизни. Оценка нервно-психического развития в этом возрасте осуществляется по признанию маленьким человеком близких ему людей, неприятию незнакомых. С помощью взрослых ребенок может стоять на ножках, но будет периодически отталкиваться ими. Все больше желания хватать и разговаривать.
  4. Шестой месяц жизни. В этом возрасте дети переворачиваются с боку на другой, сами берут игрушки. Теперь ребенок произносит слоги, которые узнаваемы. Он может есть с ложки и не давиться.