Карта водителя – компонент тахографа, обеспечивающий идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя. Получение карты для тахографа необходимо для идентификации личности и контроля режима труда и отдыха водителя, доступа к управлению транспортными средствами. Это индивидуальный ключ, на который можно записывать данные, собираемые тахографом за все время работы на маршруте.

Кто должен получать карту

Наличие специального контрольного тахографа и специальной карточки необходимо для всех, кто управляет транспортными средствами следующих категорий и типов:

  1. Грузовики категорий N2 и N3, используемые для перевозки опасных и неопасных грузов. Для категории первого типа максимальный вес груза составляет от 3,5 тонны, но не больше 12 тонн. Для второй категории допускается перевозка товаров от 12 тонн. Карта обязательна к получению, она должна быть при себе во время каждого выезда.
  2. Автобусы и другой пассажирский транспорт категорий М2 и М3 с числом посадочных мест от восьми, исключая кресло водителя. При этом масса автомобиля не может быть больше 5 тонн.

Наличие карт СКЗИ, которые обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, необходимы для всех этих категорий. Именно они содержат информацию о режиме труда и отдыха. На любом логистическом предприятии такие режимы водителей должны контролироваться. Делают это при помощи цифрового тахографа, который записывает такую информацию.

Правила пользования для карт тахографа

Водители обязаны:

  • перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
  • осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
  • изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
  • по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
  • осуществлять вывод на печать информации;
  • не использовать поврежденную карту водителя;
  • не извлекать карту во время движения транспортного средства;
  • не использовать карту водителя по истечении срока ее действия.