У этого прибора много разных названий среди автомобилистов, склонных всё на свете сокращать. Регулятор давления на задних тормозах – пожалуй, наиболее полное и официальное название. Самое короткое и стихийное – «колдун». Его применяют намного чаще и само оно экспрессивнее. Всё, что будет рассказано ниже, касается, в первую очередь, автомобилей марки ВАЗ.
Колдун располагается в задней части машины, но при этом нужно помнить, что если на автомобиле установлена система ABS, то колдун в ней не ставится. Современные автомобили, такие как «Гранта», «Приора», «Калина» и предыдущие ВАЗ, то чаще всего у них колдуна можно найти в левой задней части кузова. У автомобилей предыдущих выпусков и марок он располагался, наоборот, в правой задней части.
Когда водитель жмет на тормозную педаль, зад автомобиля приподнимается, передок опускается, что и включает колдуна: он не позволяет задним колёсам немедленно начать тормозить, потому что, если начнут тормозить обе пары колес одновременно, занос неизбежен. Если задняя пара сработает с запаздыванием, вероятность заноса меньше. При торможении расстояние от днища до заднего моста становится больше, в результате чего рычаг моста падает на поршень в колдуне, который перекрывает доступ к задним колёсам тормозной жидкости. Но пружинка внутри колдуна регулирует давление рычага там, чтобы количество тормозной жидкости только уменьшилось, так что полностью задние колёса не блокируются.
Такой принцип позволяет очень тонко регулировать работу тормоза Форд Карго системы и гарантировать её правильное срабатывание при нештатных ситуациях и нагрузках при неожиданном торможении. Самостоятельно исправить этот узел можно, но лучше обращаться к автомеханику, потому что есть некоторые тонкости в настройке «колдуна», а именно – настройке величине пропускной способности клапана, допускающего часть тормозной жидкости на заднюю колёсную пару.