Большой «бум» на орбите. Корпорация «Боинг» сломала космос окончательно?

Корпорация «Боинг», некогда считавшаяся одним из флагманов аэрокосмической отрасли, все чаще оказывается в центре громких космических и авиационных скандалов. И если недавний инцидент с пилотируемым кораблем, из-за которого два американских астронавта застряли на Международной космической станции (МКС) на шесть месяцев, стал предметом обсуждений и критики, то разрушение спутника Intelsat 33e угрожает более широкими и серьезными последствиями, вплоть до создания нового кризиса на орбите.

Угроза из космоса: катастрофа Intelsat 33e

Источник фото: ru.wallpaper.mob.org

19 октября 2024 года спутник Intelsat 33e, построенный на базе платформы Boeing 702MP, вышел из строя и распался на множество фрагментов. В результате этого события возникла угроза безопасности для множества действующих космических аппаратов. Российская корпорация «Роскосмос» уже зафиксировала более 80 обломков спутника на геостационарной орбите, что представляет собой значительную угрозу как для российских, так и для международных спутниковых группировок.

Читайте по теме: От космоса к доставке: почему российские подростки выбирают карьеру курьера вместо мечты о космонавтике?

«Роскосмос» подтвердил одномоментный и высокоэнергетический характер разрушения аппарата, что позволяет предположить, что спутник не просто вышел из строя, а буквально взорвался. Эта ситуация создает не просто дополнительную проблему для контроля за космическим мусором, но и делает геостационарную орбиту потенциальной зоной повышенной опасности. Специалисты сейчас активно работают над анализом траекторий движения фрагментов, чтобы предотвратить возможные столкновения с действующими спутниками, в том числе с российскими телекоммуникационными и метеорологическими аппаратами.

Intelsat 33e: долгий путь к катастрофе

История Intelsat 33e, как оказалось, была полна проблем с самого начала. Спутник был запущен в августе 2016 года с помощью ракеты «Ариан-5» с космодрома Куру во Французской Гвиане, однако сразу же после вывода на орбиту возникли трудности с основным двигателем. Эти проблемы привели к задержке в достижении расчетной геостационарной точки и сокращению срока службы аппарата на 18 месяцев. Позже, в 2017 году, специалисты обнаружили перерасход топлива, что сократило ресурс аппарата еще на два года.

Но даже после этих событий мало кто мог предположить, что спустя восемь лет спутник полностью выйдет из строя с такими разрушительными последствиями. Потеря связи 19 октября 2024 года стала предвестником серьёзного инцидента, который поставил под угрозу целую группу орбитальных аппаратов.

Что происходит на орбите: сценарий из «Гравитации» или реальная угроза?

Источник фото: rg.ru

Инцидент с Intelsat 33e заставил многих вспомнить фильм «Гравитация», в котором показана катастрофическая цепная реакция столкновений космического мусора. Хотя реальность пока не столь драматична, ситуация на геостационарной орбите становится всё более напряжённой. Возможности уклонения космических аппаратов на таких орбитах крайне ограничены, а скорость движения объектов и их траектории усложняют расчеты.

Ученые и инженеры из разных стран теперь вынуждены заниматься анализом фрагментов спутника и расчетами их движения, чтобы предотвратить новые столкновения. Тем не менее уже ясно, что разрушение Intelsat 33e увеличивает количество космического мусора на орбите и ставит под угрозу безопасность целого ряда стратегических спутников.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Кто виноват и кто ответит за последствия?

Вопрос о том, кто должен нести ответственность за возникшую ситуацию, пока остаётся открытым. По общепринятым стандартам, отработавшие своё спутники выводятся на орбиту захоронения, чтобы избежать подобных инцидентов. Однако в случае с Intelsat 33e процесс завершения активного цикла оказался вне контроля. Теперь ответственность за возникший космический мусор лежит на тех, кто создал аппарат, то есть на корпорации «Боинг».

Для Boeing инцидент с Intelsat 33e стал лишь ещё одной точкой в длинной череде проблем, которые обрушились на корпорацию в последние годы. С 2018 года компания уже понесла колоссальные убытки из-за проблем в авиастроении, в том числе катастроф лайнеров Boeing 737 MAX, а теперь к авиационным неудачам добавляются и космические.

Последствия инцидента уже сказываются на экономических показателях корпорации. В отчете за третий квартал 2024 года «Боинг» сообщил о чистом убытке в 6,2 миллиарда долларов, что стало очередным ударом по её финансовому положению. За последние шесть лет компания потеряла более 33 миллиардов долларов, и значительная часть этих потерь связана с проблемами в авиастроении и космической сфере.

Космические амбиции Boeing, которые должны были стать одним из источников восстановления компании, теперь под угрозой. Разрушение Intelsat 33e не только подорвало репутацию производителя, но и увеличило финансовые риски. Любое потенциальное столкновение с фрагментами спутника может привести к многомиллионным убыткам как для владельцев поврежденных аппаратов, так и для самой корпорации.

Космический мусор: вызов для всей отрасли

Источник фото: pikabu.ru

Инцидент с Intelsat 33e поднимает важный вопрос: кто должен отвечать за ликвидацию космического мусора? Геостационарная орбита — одна из наиболее значимых для человечества зон, поскольку здесь располагаются спутники связи и наблюдения, играющие ключевую роль в повседневной жизни и безопасности. Однако каждый новый инцидент с космическим мусором усложняет её использование и требует более активных мер по его удалению.

В современных условиях ни одна страна или корпорация не в состоянии в одиночку решить проблему очистки орбиты. Это требует международного сотрудничества и разработки новых технологий, которые смогут минимизировать риски от таких инцидентов, как разрушение Intelsat 33e.

Инцидент с Intelsat 33e стал важным сигналом для всего мирового космического сообщества. Корпорация «Боинг», которая и так находилась в кризисе, теперь вынуждена столкнуться с новыми вызовами и потерями в космической отрасли. Разрушение спутника — это не только угроза для действующих космических аппаратов, но и напоминание о том, что управление и ответственность за орбитальное пространство должны быть приоритетом для всех участников.

Ранее на сайте «Пронедра» писали, что астронавты Polaris Dawn проявили осторожность при выходе в открытый космос: анализ особенностей миссии и скафандра SpaceX