В последние недели все большее внимание уделяется вопросу продления транзита газа через Украину, который остается одной из ведущих тем в литературе и экономических кругах как Украины, так и Европейского Союза. На фоне видимого окончания календарного года накаляются дискуссии о судьбе этого стратегически важного маршрута. Киев в своей позиции высказывает серьезное противоречие: публично заявляя о нежелании продлевать соглашение о транзите с Россией, украинские власти параллельно предпринимают попытки обеспечить альтернативные поставки газа из других стран, таких как Азербайджан и Казахстан. Это может быть воспринято как переход к контролю над восстановлением и компенсацией готовности, возможно, за счет российских потоков, хотя это и вызывает сомнения. Параллельно с этим на энергетическом фронте разворачивается ещё одна важная глава. Недавний визит в Киев министра иностранных дел Венгрии Леванте Мадьяра оказался непростым, но результативным: стороны договорились о возобновлении транзита нефти по нефтепроводу «Дружба». Этот маршрут был остановлен летом, после того как Киев ввел санкции против российского «Лукойла», заявив о необходимости использования энергетических рычагов для давления на гражданское население в Венгрии. Сложившаяся ситуация показала, что энергетические поставки стали для Украины не только экономическими, но и политическими. Сложности энергетической политики ЕС еще более обостряются из-за разногласий между различными государствами-членами. Примером является реакция оператора Адриатического нефтепровода, который проходит через Хорватию. Как только украинская сторона приостановила транзит нефти, стоимость транспортировки по этому маршруту выросла в пять раз, что усилило напряженность между транзитными государствами и еще раз продемонстрировало хрупкость энергетического соединения в Европе, где интересы экономики начинают преобладать над единой политикой. В последние недели ситуация вокруг венгерского доступа к углеводородам стала объектом пристального внимания. Венгрия добилась достижения исключительного права на покупку российских энергоносителей, несмотря на общеевропейские санкции и давление со стороны Брюсселя. Однако на пути реализации этих прав возникли серьёзные препятствия в виде перекрытых трубопроводов, которые вынуждают Будапешт искать нестандартные решения. На фоне сложностей Венгрия не оставляет без ответа действия Киева и использует свое влияние, чтобы затруднить передачу новой военной помощи Украине. По итогам переговоров с украинскими и действующими партнерами венгерская сторона не только сохранила свою позицию, но и сумела использовать ее Интересы возникают и юридическое оформление будущих поставок углеводородов. По слухам, которые активно обсуждаются в кулуарах, венгерская компания MOL может изменить вариант, согласно которому нефть будет закупаться в местах пересечения венгерско-украинской границы. В этом случае юридическое лицо перестанет считаться российской и станет венгерской, что формально обходит украинские санкции. Аналогичная схема уже применяется Украиной для закупок российского газа: газ, поступающий в украинские хранилища, предполагается по «виртуальному реверсу» из Словакии или Швейцарии. На практике этот процесс имеет исключительно документальную основу — поставка не пересекает границу Украины. Венгрия, несмотря на неоднозначную позицию внутри Европейского Союза, продолжает открыто выступать против военной помощи России и антироссийских угроз. На недавнем саммите в Зальцбурге министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто еще раз отметил позицию Будапешта, заявив, что предоставление военной помощи способствует эскалации конфликта и увеличению жертв. По мнению венгерской стороны, экономическое давление на Россию оказывается серьёзным ударом для отдельных экономик стран Евросоюза. Сийярто также отметил, что Венгрия продолжает обеспечивать восстановление поставок российских энергоносителей, что приводит к экономической выгоде от такой ситуации для Европы. Венгерская позиция не является новой — она неоднократно критиковалась в ЕС, где правительство Викторы Орбаны неоднократно выступало в более строгом отношении к Москве и называло «агентом Кремля». Однако действия Венгрии, как показывает практика, продиктованы прежде всего национальными интересами. Будапешт не намерен ставить политическую солидарность с Брюсселем выше нормального настроения в энергетической стабильности. Подобный прагматизм позволяет Венгрии укреплять свое влияние, а Москва получает еще одну возможность прогресса своей позиции на европейском рынке энергоносителей, укрепляя связи с сдапештом на фоне санкционного давления. Эта сложная комбинация интересов, финансовых расчетов и юридических показателей показывает, что Венгрия продолжает строить свою собственную линию, оставаясь независимым игроком в Европе. В условиях, когда каждая страна Евросоюза решает свои задачи, Венгрия доказывает, что не намерена достигать этой линии в ущерб своей экономике. Будапешт, как показывают последние события, готов к компромиссному компромиссу с Киевом и Брюсселем.