Российское правительство изучает вопрос продления соглашений по вывозу угля на восток между РЖД и субъектами РФ, где сконцентрирована добыча. Тема оказалась на повестке недавнего совещания при участии представителей властей и железнодорожной монополии. Вице-премьер Виталий Савельев возглавил встречу, на которой рассматривались предложения и решения по организации угольных перевозок, сообщает РБК.
РЖД «задвигает» уголь
Ситуация с вывозом угля стала особенно актуальной после обращения гендиректора РЖД Олега Белозерова к Владимиру Путину с предложением о пересмотре действующей схемы. Он призвал отказаться от соглашений с регионами. В ответ президент РФ поручил проработать вопрос, что подчеркивает важность этой проблемы для угольной отрасли.
Читайте по теме: Потери угля: сальдированный убыток отрасли оценили в 4,9 млрд рублей
Согласно информации, на совещании обсуждалась возможность сохранения квот для Кемеровской области, при этом предлагалось отменить их для остальных регионов и предоставить компаниям больше свободы в организации перевозок. Возможно, соглашения будут заключаться не с правительствами субъектов, а непосредственно с хозяйствующими субъектами.
Ключевой аргумент за продление угольных квот заключается в потенциальных финансовых потерях РЖД, которые могут достичь 25 млрд рублей. На данный момент угольные перевозки приносят более 30% доходов холдинга. Значительная часть провозной способности Восточного полигона сосредоточена на угле. Однако, другие доходы приносят на 80% больше доходности, что учитывается в стратегии РЖД
Директор РЖД утверждает, что отказ от соглашений может способствовать более сбалансированной структуре перевозок, необходимой для финансирования инвестпрограммы компании. В противном случае, сохранение квот может привести к недофинансированию проектов, сокращению числа работников и неисполнению намеченных целей по увеличению экспорта несырьевых грузов к 2030 году.
За и против угля – позиция сторон
Согласно источникам в правительстве, обсуждение возможности заключения соглашений на вывоз угля напрямую с угольными компаниями стало актуальным в свете необходимости оптимизации угольных перевозок. Цель данного шага заключается в том, чтобы привести систему в более экономически целесообразное состояние. Прямое взаимодействие с конечными грузоотправителями позволит не только упорядочить процесс, но и установить четкие условия и объемы вывозимого угля, что должно повысить ответственность всех участников сделки.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Ситуация требует внимания, особенно в контексте совещания, прошедшего 28 октября, где обсуждались возможные квоты на вывоз угля в северо-западные и южные. Власти Кузбасса выражают свою обеспокоенность относительно потенциального отказа от квот, считая это решение серьезным ударом для отрасли и социальной стабильности в угледобывающих регионах. Они подчеркивают, что перенаправление экспорта с востока на запад может
Эксперты приводят в пример «Колмар», «Эльгу» (Якутия), а также «СУЭК-Красноярск» и «Востсибуголь», интересы которых могут быть учтены при установлении новых квот. Большинству экспортеров из Кузбасса не понадобятся прямые контракты с РЖД, и если предложение будет реализовано, в восточном направлении может быть транспортировано около 95-100 млн т угля в 2025 году. Тем не менее, низкие цены в отрасли могут привести к банкротству ряда компаний, что ставит под сомнение возможность вывоза всего запланированного объема.
Представители компании «Эльга» ожидают вывоза 18 миллионов тонн своей продукции в восточном направлении в 2025 году, сохраняя этот объем на уровне 2024 года. Они также поддерживают идею заключения соглашений со всеми угольными регионами, подчеркивая необходимость адаптации к новым условиям. Для достижения прозрачности в новой конфигурации соглашений необходимо разработать соответствующую методику, которая позволит всем участникам процесса работать эффективно и в рамках закона.
Ранее на pronedra.ru писали, что СПГ опережает уголь по углеродному следу